Low Carb Zone-Теория и практика низкоуглеводного питания

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Low Carb Zone-Теория и практика низкоуглеводного питания » Диета Р. Аткинса » Существует ли метаболическое преимущество?>>


Существует ли метаболическое преимущество?>>

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Существует ли метаболическое преимущество? Судите сами

[float=left]http://s57.radikal.ru/i156/1310/44/8637c4f33b44.jpg[/float]

Мне очень хочется как можно скорее познакомить вас с практикой диетологического метода Аткинса, но прежде чем начать, я должен сообщить вам еще кое-что, что поднимет вашу заинтересованность и мотивацию. Итак, готовы ли вы избавиться от большего количества лишнего жира, чем на любой из известных вам диет, и поддерживать достигнутый результат на протяжении всей жизни?

Вы сказали «да»? Тогда позвольте представить вам вашего союзника, имя которого уже упоминалось в главе 2: метаболическое преимущество.

Я говорил, что метаболическое преимущество даст вам возможность употреблять более Калорийную пищу, чем на любой из низкожировых диет, и при этом достичь более существенных успехов в нормализации веса. Когда организм работает в режиме сжигания жира, он тратит больше калорий.

Хотя первые исследования диет с контролируемым содержанием углеводов были проведены много лет назад, этот диетологический подход до сих пор остается предметом жарких споров. Поэтому я предоставляю вам возможность самим судить, существует метаболическое преимущество или не существует. Лично я давным-давно нашел ответ на этот вопрос, изучив огромное количество научной медицинской литературы и основываясь на собственном врачебном опыте. Предлагаю вашему вниманию краткий обзор научной информации по данному вопросу.

Я понимаю, что многим из вас трудно понять язык научных статей. Простому человеку, плохо понимающему «медицинский язык», порой нелегко понять даже своего врача, если он использует медицинские термины. Тем не менее, я прошу отнестись к материалам этой главы со всей внимательностью, так как в ней содержится сжатое изложение наиболее интересных научных исследований в области борьбы с ожирением. А в конце главы я продемонстрирую вам действие метаболического преимущества на примере реального человека, одного из моих пациентов.

Прежде всего, я хотел бы выразить свою признательность двум блестящим британским ученым, Алану Кеквику и Гастону Пауэну. На протяжении 50—60-х годов XX в. Кеквик и Пауэн входили в число ведущих британских исследователей в области ожирения и неоднократно председательствовали на представительных международных научных конференциях. Профессор Кеквик возглавлял Институт клинических исследований и экспериментальной медицины при престижной лондонской клинике Мидллсекс; доктор Пауэн, биохимик, возглавлял отдел биохимических исследований этой же клинике.

Свернутый текст

В результате экспериментов* (проведенных вначале на мышах, а затем на людях, страдающих ожирением) Кеквик и Пауэн пришли к революционному выводу: рацион питания с низким содержанием углеводов и высоким содержанием жиров обладает метаболическим преимуществом по сравнению с традиционными низкожировыми диетами и так называемым «сбалансированным» питанием.

В начале 50-х годов Кеквик и Пауэн обратили внимание на многочисленные научные публикации, авторы которых исследовали эффективность различных диет. Как следовало из этих статей, скорость снижения массы тела
зависела от соотношения белков, жиров и углеводов в рационе. Кеквик и Пауэн провели собственное исследование на мышах, страдающих ожирением, и обнаружили, что ограничение калорийности рациона способствовало снижению веса лишь в случае, когда содержание углеводов в рационе было низким. Высокоуглеводная диета такой же калорийности практически не давала результатов.

После этого Кеквик и Пауэн повторили свое исследование на людях, страдающих ожирением, и пришли к аналогичным выводам. Суточный рацион в 1000 ккал, состоящий на 90% из белков, обеспечивал снижение веса со скоростью 270 г в сутки. Еще эффективнее оказалась диета такой же калорийности, состоящая на 90% из жиров: снижение веса составляло 400 г в сутки. Но когда тем же испытуемым назначили диету в 1000 Ккал, состоящую на 90% из углеводов, люди не только не похудели, но даже слегка набрали вес.

Дальнейшие исследования Кеквика и Пауэна показали, что так называемый «сбалансированный» рацион в 2000 ккал не приводил к снижению веса испытуемых, хотя те же испытуемые успешно теряли вес на суточном рационе в 2600 ккал, состоящем преимущественно из жиров при очень малой доле углеводов.

Несмотря на безупречную научную репутацию Кеквика и Пауэна, подавляющее большинство медиков встретили открытие ученых с недоверием, продолжая утверждать, что «калория — всегда калория». Скептики решили, во что бы то ни стало обезвредить «интеллектуальную бомбу», подложенную исследователями из клиники Миддлсекс.

Прежде всего, было заявлено, что быстрое снижение веса у испытуемых вызвано потерей воды. Однако исследования водного баланса, проведенные Кеквиком и Пауэном, свидетельствовали об обратном: потеря жидкости составляла лишь малую часть общей потери веса. На протяжении двух лет Кеквик и Пауэн изучали обмен веществ лабораторных мышей, измеряя количество углерода, выводящегося из организма животных с калом и мочой. При высокожировой диете из организма мышей выделялось значительное количество неиспользованных калорий в виде кетонных тел и органических кислот (лимонной, молочной и пировиноградной). В конце эксперимента ученые проанализировали состав тела лабораторных мышей и обнаружили, что в организме животных, сидевших на высокожировой низкоуглеводной диете, было намного меньше жира.

Самое интересное, что Кеквик и Пауэн, исследуя метаболическое преимущество низкоуглеводных диет на людях, обнаружили и выделили из мочи участников эксперимента вещество, которое получило название «мобилизующее жир вещество» (МЖВ). При введении лабораторным мышам это вещество вызывало в организме животных такие же процессы, как и низкоуглеводная высокожировая диета (быстрый распад жировой ткани, повышение уровня кетонов и свободных жирных кислот, а также, что важнее всего, увеличение выведения неиспользованных калорий с мочой и калом — с обычных 10% до 36%).

Кеквик и Пауэн приписывали МЖВ гормональные свойства. К сожалению, дальнейших исследований МЖВ не проводилось, но я надеюсь, что кто-нибудь из ученых решится повторить эксперименты Кеквика и Пауэна и глубже изучить феномен, открытый британскими учеными. Я намерен всячески способствовать исследованиям в этой области: из недавно основанного Фонда доктора Роберта Аткинса будут выделяться средства на дальнейшие исследования метаболического преимущества и других аспектов питания с контролируемым содержанием углеводов.

А теперь давайте перейдем к данным, полученным учеными из Оклендского военно-морского госпиталя. Фредерик Бенуа и его коллеги, находясь под впечатлением открытия Кеквика и Пауэна, решили сравнить эффективность высокожирового рациона, содержащего 1000 ккал и только 10 г углеводов, с полным голоданием (именно такой принцип организации эксперимента Кеквик и Пауэн считали наиболее эффективным), В эксперименте приняли участие семеро мужчин с весом от 103 до 130 кг. Ученые использовали имеющиеся в их распоряжении современные методики определения состава тела. За десять дней голодания пациенты похудели в среднем на 9,5 кг, но в основном за счет потери безжировой массы, а не жира (потеря жира составляла лишь 3,4 кг). Для сравнения: на диете с контролируемым содержанием углеводов снижение веса за этот же срок составило 6,5 кг, 6,2 из которых составлял жир. Задумайтесь: питаясь жирными низкоуглеводными продуктами, участники эксперимента потеряли почти в два раза больше жира, чем в результате полного голодания!

Параллельно Бенуа сделал еще одно важное открытие: режим сжигания жира, в отличие от полного голодания, не приводит к существенной потере калия. (Следствием дефицита калия в организме может быть сердечная аритмия, в тяжелых случаях приводящая к смерти).

Вы все еще сомневаетесь? Вот вам еще одно доказательство. Шарлотта Янг, профессор клинической диетологии из Корнуэльского университета, назначила страдающим ожирением молодым мужчинам три диеты с одинаковой калорийностью (1800 ккал), но с различной степенью ограничения употребления углеводов (30, 60 и 104 г/сут). Эксперимент продолжался девять недель. Находясь на диете, содержащей 104 г углеводов, испытуемые теряли в среднем 900 г жира в неделю (общее снижение массы составляло 1,23 кг в неделю). Для рациона в 1800 ккал совсем неплохо, но при ограничении употребления углеводов до 60 г/сут потеря жировой ткани составляла около 1,2 кг в неделю при общем снижении массы 1,4 кг в неделю.
Самой эффективной оказалась диета, в которой употребление углеводов было снижено до 30 г/сут. В этом случае, в отличие от предыдущих, в организме пациентов начался процесс липолиза, сопровождающийся кетозом. Снижение массы жира достигло 1,7 кг в неделю, причем на жировую ткань приходилось без малого 100% от Общей потери веса.

Результаты эксперимента Янг представляют собой классический пример действия метаболического преимущества. Именно оно, метаболическое преимущество, позволяет моим пациентам успешно бороться с ожирением. Такой же успех ждет и вас.
Прежде чем расстаться с Шарлоттой Янг, хочу кое-что сказать тем из читателей, кто уже пытался похудеть на низкожировой диете, содержащей до 60% (а иногда и больше) углеводов. В самом «либеральном» из рационов доктора Янг углеводы составляли всего лишь 35%. Результаты эксперимента Янг показали: чем больше углеводов в рационе, тем меньше теряется жира. Моя врачебная практика свидетельствует о том же.

К такому же выводу приходили практически все ученые, исследовавшие воздействие диет с различным содержанием углеводов. Вот почему ваша мучительная борьба с лишним весом до сих пор заканчивалась поражением.

Данные ряда других исследований свидетельствуют о том же: на диете с контролируемым содержанием углеводов можно потерять больше жира, чем на высокоуглеводной диете такой же калорийности, В частности, Ульрих Рабаст и его коллеги из Вюрцбургского университета на протяжении пяти недель изучали изменение массы тела у 45 госпитализированных больных»
И вновь проявило себя существенное метаболическое преимущество низкоуглеводных диет. При калорийности рациона 1000 ккал снижение веса у больного в среднем составляло 4,2 кг, при этом, как показало тщательное исследование водного баланса, потери жидкости были незначительными.

Исследователи заинтересовались

Девяностые годы стали временем повышенного интереса ученых к снижению веса с помощью контролируемого содержания углеводов. Результаты исследований, проведенных за последнее десятилетие, только подлили масла в огонь, предоставив массу доказательств реального существования метаболического преимущества.

Результаты пяти исследований достойны отдельного упоминания, причем в четырех из них количество углеводов в рационе было существенно выше, чем на первой стадии диеты Аткинса. Следовательно, метаболическое преимущество не могло проявиться в полной мере, но все же оно было заметным.

Как сообщают исследователи из Глазго, за три месяца эксперимента женщины, страдающие ожирением, потеряли 6,5 кг на диете, содержащей 35% углеводов и 1200 ккал в сутки, и 5,5 кг — на диете, содержащей 55% углеводов и те же 1200 ккал. Как видим, снижение веса происходило достаточно медленно, хотя калорийность рациона была существенно ограничена. Вывод: для успешного похудания следует значительно ограничить употребление углеводов.

В трех других исследованиях проявление метаболического преимущества также было незначительным из-за недостаточно низкого употребления углеводов, но стоит сказать о двух вещах. Во-первых, во всех случаях наблюдалась однозначная зависимость: чем меньше углеводов в рационе, тем больше снижение веса. Найти материалы исследования, результаты которого свидетельствовали бы об обратном, поверьте, будет посложнее, чем встретить розового слона на улицах американских городов. Во-вторых, в двух из трех исследований было обнаружено существенное уменьшение факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов, ограничивающих употребление углеводов, чего не наблюдалось у пациентов, в рационе которых было много углеводов.

Осталось рассказать о последнем, пятом исследовании, результаты которого, опубликованные в 2000 г., в журнале «Journal of Adolescent Health», стали настоящим взрывом для медицинского истеблишмента. На протяжении трех месяцев ученые внимательно следили за питанием и состоянием страдающим ожирением взрослых, ограничивавших употребление углеводов без ограничения общей калорийности рациона. Диета, назначенная участникам эксперимента, была близка к диетологическому методу Аткинса. Результаты сравнивались с контрольной группой, членам которой была назначена низкожировая диета.

Как вы уже догадались, общее снижение веса на низкоуглеводной диете было значительно более существенным, чем на низкожировой. Калорийность рациона в экспериментальной группе, подсчитанная по окончании экспериментов на основании дневников питания, составляла в среднем 1830 ккал в сутки, в контрольной — 1100 ккал в сутки. Снижение веса на даете с контролируемым содержанием углеводов составило в среднем 9,8 кг, а на низкожировой диете — 4,1 кг, причем в экспериментальной группе наблюдалось значительное улучшение индекса массы тела по сравнению с контрольной группой.
Чем больше будет проведено подобных исследований, тем меньше останется противников низкоуглеводных диет.

Метаболическое преимущество в действии

Может быть, теперь вы поняли, каким образом Гарри Кронберг, о котором я рассказывал в главе 3, смог за три месяца похудеть на 22,5 кг, хотя его рацион состоял из калорийных и питательных продуктов, а перед этим за три года на сбалансированной диете с умеренно ограниченным употреблением жиров он поправился на 32 кг. В этих фактах нет никакого противоречия. Перед вами — великолепный пример действия метаболического преимущества.

Посмотрите на типичное меню Гарри до и после перехода на диету Аткинса. Общая калорийность его рациона на диете Аткинса всего на 200 ккал меньше, чем прежде* но если раньше он набирал в среднем 200 г в неделю, то теперь теряет 1,5—2 кг в неделю. И все благодаря неизбежному метаболическому преимуществу, которое невозможно скрыть, которое невозможно свести к избавле-нию от лишней жидкости, на которое невозможно не обращать внимания!

Меню Гарри Кронберга: до и после

Типичный день до перехода на диету Аткинса

Завтрак, ккал:
Печенье с сырным кремом 308
Кофе (без кофеина, со сливками, разведенными молоком) 2
Обед, ккал:
Картофель-фри (100 г) 175
Отварная копченая говядина (I20 г) 410
Ржаной хлеб (2 куска) 140
Соленые крендельки (85 г) 220
Легкие закуски
Хрустящий батончик «Nestle» (30 г) 138
Апельсин 71
Ужин
Копченая сельдь (120 г) 217
Овощи (капуста* 1 стакан) 24
Зеленый салат с помидорами
(маленькая порция) 80
Ржаные крекеры (4 тонких) 52
Диетический лимонад 0
Ванильное мороженое (1 стакан) 290

Итого 2127

Типичный день на диете Аткинса

Завтрак, ккал
Салат из тунца (1 стакан) 240
1/2 грейпфрута 41
Кофе (без кофеина, со сливками, разведенными молоком) 2
Обед
Жареная курятина (белое мясо, 170 г) 280
Зеленый салат с помидорами (маленькая порция) 80
Салатная заправка (30 г) 170
Ужин
Отбивная на ребрах (170 г) 490
Летний кабачок (1/2 стакана) 19
Зеленый салат с помидорами (маленькая порция) 80
Салатная заправка (30 г) 170
Газированная минеральная вода 0
Легкие закуски
Миндаль (30 г) 176
Салат из свежей капусты, моркови и лука с майонезом (без добавления сахара) 174
Огурец (1/2 среднего) 8

Итого 1930

А теперь — ваша очередь. Признайтесь, хотелось бы вам получить такого союзника, как метаболическое преимущество? Я абсолютно уверен, что да. Так пусть же оно всегда будет с вами!

ВАЖНО!

Только на диете Аткинса можно худеть, употребляя то же количество калорий, от которого вы раньше полнели.
Режим сжигания жира обладает метаболическим преимуществом над низкожировыми и так называемыми «сбалансированными» диетами.

Революционная концепция сжигания жира при низкоуглеводном питании была создана более 40 лет тому назад.
Многочисленные исследования подтвердили, что использование жира в качестве энергии обладает метаболическим преимуществом.

ТИПИЧНЫЙ ВОПРОС:

Почему вы никогда не публиковали материалы о преимуществах диетологического метода Аткинса в научных изданиях?

Я практикующий врач, а не ученый-исследователь. Как врач я несу ответственность за здоровье своих пациентов и никогда не смогу использовать кого-нибудь из них в качестве членов контрольной группы, как этого требует научный эксперимент.
Тем не менее, я предпринял ряд важных шагов к тому, чтобы сообщить медикам всего мира о диетологическом методе Аткинса и его преимуществах.

В сотрудничестве с рядом ведущих академических и исследовательских учреждений я разработал программы курсов для специалистов в области медицины.

На этих курсах медики узнают об имеющихся данных научных и клинических исследований, подтверждающих эффективность диет с контролируемым содержанием углеводов.

Плюс к этому, Фонд доктора Роберта Аткинса финансирует проведение всесторонних исследований в данной области. Средства в фонд поступают из доходов компании «Atkins Nutritional Inc.», производящей продукты питания и витаминно-минеральные добавки к пище.

Наша компания способствует удовлетворению растущего спроса на продукты с контролируемым содержанием углеводов. Вся продукция «Atkins Nutritional Inc.» разработана с учетом принципов диетологического метода Аткинса. Интересно, что вслед за нами многие других компаний тоже начали производить нйзкоуглеводные продукты питания.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ:
Следует подсчитывать количество углеводов, а не калории.
Чтобы избежать резких скачков уровня сахара в крови, распределяйте дневное количество углеводов на несколько приемов пищи.

Аткинс. Часть 1. Глава 7.

+1

2

Тема закрыта. Продолжение здесь.

0


Вы здесь » Low Carb Zone-Теория и практика низкоуглеводного питания » Диета Р. Аткинса » Существует ли метаболическое преимущество?>>