Низкоуглеводные диеты. Еще раз «pro» и «contra»
[float=left][/float]
Если вы регулярно следите за средствами массовой информации, то хорошо знаете, что интерес к любому явлению или веянию переживает свои взлеты и падения. В одной из недавних публикаций "New York Times" поставила интересный вопрос: "Закончился ли низкоуглеводный бум?".
Хотя продажи книг по низкоуглеводным диетам то взлетают, то падают - наука все чаще говорит нам о значительной пользе подобного режима питания.
Будут ли преданы забвению низкоуглеводные диеты?
Не так давно курс акций одного из крупнейших американских производителей макаронных изделий "American Italian Pasta" резко понизился на 23%. Рынок обрушился из-за прошедшей в СМИ новости о том, что эта компания столкнулась с трудностями по реализации своих низкоуглеводных макарон. Более того, менеджеры компании признали, что прогнозы по продажам низкоуглеводных продуктов не оправдались даже на 50%. Компания производит макароны для владельцев нескольких брендов, но везде наблюдалась одна и та же картина. Означает ли это полный крах рынка низкоуглеводных продуктов? Действительно ли попытка превратить потребителей обычных макарон в любителей сои была ошибкой?
Многие супермаркеты заявили пищевым компаниям о снижении заказов на низкоуглеводные продукты. Глава отдела маркетинга сети магазинов "Albertsons" Пол Гэннон (Paul Gannon) заявил, что в ближайшее время его магазины существенно сократят ассортимент низкоуглеводных продуктов. Служба "Product Scan Online", отслеживающая появление новых продуктов, заявила, что за последние два года потребителю было предложено 3737 новых наименований низкоуглеводных продуктов, но тенденции к росту спроса на них не наблюдается (1). В отличие от прошлого года продажи низкоуглеводной выпечки, готовых завтраков и замороженных обедов выросли лишь на 7% по сравнению с удвоением продаж за тот же период прошлого года. В этой связи любопытно утверждение маркетинговой исследовательской компании "NPD Group" о том, что лишь 4,6% американцев следуют низкоуглеводным диетам.
Не самые приятные новости для крупных компаний, выпускающих низкоуглеводные продукты. Недавно компания "General Mills" представила потребителям свой новый продукт "Total Protein" (производная от линии готовых завтраков "Total"), продажи которого составили 11,8 миллиона долларов. Вместе с тем компания наблюдала падение уровня продаж обычных продуктов "Total" на 13 миллионов долларов. Таким образом, низкоуглеводный эксперимент не принес никакой выгоды. На сегодняшний день доходы от продажи низкоуглеводных продуктов питания оцениваются в 1,6 миллиардов долларов. На бумаге все выглядит прекрасно, но большинству производителей радоваться особо нечему. Некоторые эксперты считают, что снижение продаж низкоуглеводных продуктов будет продолжаться. Так нужны ли нам три тысячи новых низкоуглеводных продуктов ежегодно? Если вы прочитаете все книги доктора Аткинса, то убедитесь, что тот предлагал вместо низкоуглеводных заменителей пищи питаться исключительно натуральной едой, естественным образом содержащей мало углеводов.
В 1997 году "Atkins Nutritionals Company" выпустила свой первый продукт - питательный батончик "Atkins Advantage". Сегодня компания продает около 175 наименований продуктов. Если бы доктор Аткинс был жив, дал ли бы он свое согласие на их продажу? Скорее всего нет, но по словам Мэта Вайента (Matt Wiant) из "Atkins Nutritionals", причина их вступления в пищевой рынок проста. Она заключается в гастрономических привычках большинства. Потребители любят простые вещи, им нравится все, что делает их жизнь легче. Именно из этих соображений "Atkins Nutritionals" решила предложить ряд низкоуглеводных и безвредных версий "опасных" продуктов.
Ожирение - одно из самых распространенных "состояний" в мире. Очевидно, что с этим нужно что-то делать. Ожирение влечет за собой развитие множества других заболеваний. С медицинской и экономической точки зрения это тяжелая ноша для общества, поэтому любая диета или программа, способная сократить риск этой поистине массовой эпидемии, заслуживает внимательного рассмотрения. Университет Гэлфа в Онтарио опубликовал результаты исследования, сравнивающего две популярные диеты. Знакомая нам низкожировая диета сравнивалась с низкоуглеводной диетой в целях выяснения влияния обеих на вес и строение тела, а также на факторы риска диабета и сердечных заболеваний (2).
В ходе 10-недельного эксперимента обнаружилось, что обе диеты эффективно снижают вес тела и сокращают жировые запасы. К тому же, низкожировая группа показала лучший результат в сохранении мышечной массы в процессе снижения веса, а низкоуглеводная - более явное падение уровня инсулина (циркуляция инсулина может быть связана с уровнем жира в организме). И, наконец, как и ожидалось, обе группы показали значительное снижение кровяного давления. Авторы эксперимента заключили, что в целях снижения веса и уровня жира низкоуглеводная диета так же эффективна, как низкожировая.
Одно из предостережений, которые получают люди, следующие высокопротеиновой диете, состоит в том, что высокое потребление протеина способно привести к ослаблению костей. Некоторые диетологи считают, что протеин может вызывать потери кальция через мочу. Именно для проверки этих утверждений авторитетный исследователь доктор Бесс Доусон-Хьюз (Bess Dawson-Hughes) проверила воздействие высокопротеиновых и низкопротеиновых диет на здоровых мужчин и женщин пожилого возраста. Как известно, пожилые люди теряют твердость костей быстрее, чем молодые.
Эксперимент продлился около десяти недель и показал, что количество уринарных маркеров вывода кальция между двумя группами было одинаковым. К тому же, высокопротеиновая группа показала более высокий уровень инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1) и более низкий уровень n-телопептида. Подобные результаты говорят о том, что приверженцы высокопротеиновой диеты на самом деле больше защищены от потерь костной массы, а теория ослабления костей в результате высокопротеиновой диеты - лишь очередной миф (3). Добавьте к этому высокое содержание кальция в таких диетах - и вы получите еще один способ сжигания лишнего жира (4).
Классические кетогенные диеты утилизируют насыщенные жирные кислоты в качестве главного источника жира. В последние 10 лет большинство диетологов рекомендует заменять насыщенные жиры полиненасыщенными. Одна из польз полиненасыщенных или мононенасыщенных жиров заключается в том, что они могут помочь в достижении кетозного состояния. Кетоз у здоровых людей, как писал доктор Аткинс, означает, что потребности организма в питательных веществах полностью удовлетворены и для получения энергии он использует в основном жиры. Доктор Брэнтли (Brantly) из Университета Флориды обнаружил, что диета, на 70% состоящая из жиров (15% насыщенных, 60% полиненасыщенных и 25% мононенасыщенных), на 15% из углеводов и на 15% из протеина, более эффективно вызывает кетоз, чем низкожировые диеты. Поэтому в процессе снижения веса можно не бояться потреблять больше полиненасыщенных и мононенасыщенных жиров (5). Один из аргументов против высокопротеиновых/низкоуглеводных диет строится на том, что углеводы требуется заменять жиром. Большинство людей уверены, что сделав это, они повысят риск сердечных заболеваний. Поэтому специалисты предлагают как более "разумный" подход низкожировые диеты с контролем калорий. Группа ученых из Университета Буффало решила проверить, действительно ли низкожировые диеты дают оптимальное количество незаменимых жирных кислот, витаминов и минералов. Сравнивались низкожировая и высокожировая диеты. Результаты показали, что в первой оказалось недостаточно витамина Е, цинка и незаменимых жирных кислот. Также эта диета оказала негативное влияние на полезный холестерин (HDL). Поэтому высокожировые диеты (по природе своей содержащие меньше углеводов и больше протеина) могут быть полезнее для здоровья, чем типичные низкожировые диеты (6).
В ходе эксперимента в Университете Коннектикута выяснилось, что низкоуглеводные диеты улучшают чувствительность к инсулину и сокращают риск сердечно-сосудистых заболеваний вне зависимости от потерь веса, связанных с диетой (7). Хотя диеты могут оказывать различное воздействие на людей разных полов, очевидно, что низкоуглеводные диеты (например, диета Аткинса в начальной фазе) действуют одинаково для всех. Даже если вы не заинтересованы в снижении веса, но хотите следовать такой диете, вы получите пользу в виде снижения риска сердечных заболеваний и диабета.
Считается, что высокопротеиновые/низкоуглеводные диеты обладают способностью уменьшать аппетит. Недавно это было подтверждено работами ученых из Университета Аризоны. В работах приводятся доказательства того, что 30%-ное содержание протеина в диете ускоряет метаболизм и насыщает лучше, чем обычные низкожировые диеты (9). Эти выводы перекликаются с заключениями ученых Гарвардского Университета, заявивших, что высокопротеиновые диеты позволяют сократить потребление жиров во всех блюдах (10). Для нас это означает, что, питаясь по высокопротеиновой диете, мы будем потреблять меньше пищи и одновременно испытывать меньшее чувство голода. Более того, исследования показали, что такой диетарный подход лучше контролирует кровяной сахар как у здоровых людей, так и больных диабетом типа II (11, 12).
Мы уже знаем об эффективности низкоуглеводных диет для снижения веса и риска развития сердечно-сосудистых заболеваний в краткосрочной перспективе (шесть месяцев и менее), но как насчет более длительных периодов? На это есть свои данные. Получены они были в ходе недавних исследований, показавших полную безвредность низкоуглеводных диет.
Журнал "Annals of Internal Medicine" опубликовал ряд исследований, подтверждающих превосходящую эффективность низкоуглеводных диет по сравнению с традиционными низкожировыми диетами на протяжении от шести месяцев до года. Подобные диеты позволили людям лучше контролировать уровень сахара в крови и эффективнее сократить маркеры сердечных заболеваний. (13, 14) Учтите, что это одно из пяти самых авторитетных медицинских изданий США. Лучшей поддержки низкоуглеводным диетам просто не требуется.
Ссылки:
Warner M. Is the Low-Carb Boom Over? The New York Times. December 5, 2004. (Business Section).
Meckling KA, OTSullivan C, Sari D. J Clin Endocrinol Metab, 2004; 89: 2717-2723.
Dawson-Hughes B, Harris SS, Rasmussin H, Song L, Dallal GE. J Clin Endocrinol Metab, 2004; 89: 1169-1173.
Bowen J, Noakes M, Cliftom P. J Nutr, 2004; 134:568-573.
Fuehrlein BS, Rutenberg MS, Silver JN, Warren MW, Theriaque DW, Duncan GE, Stacpole PW, Brantly ML. J Clin Endocrinol Metab, 2004; 89: 1641-1645.
Mcksawan K, Pendergrast DR, Leddy JJ, Mason M, Horvath PJ, Awad AB. J Amer Coll Nutr, 2004; 23 (2): 131-140.
Volek JS, Sharman MJ, Gomez AL, DiPasquale C, Roti M, Pumerantz A, Kraemer WJ. J Amer Coll Nutr, 2004; 23(2): 177-184.
Sharman MJ, Gomez AL, Kraemer WJ, Volek JS. J Nutr, 2004; 134: 880-885.
Johnston CS, Tjonn SL, Swan PA. J Nutr, 2004; 134:586-591.
Halton TL, Hu FB. J Amer Coll Nutr, 2004; 23 (5): 373-385.
Layman DK, Baum Jl. J Nutr, 2004; 134: 968s-973s.
Gannon MC, Nuttall FQ. Diabetes, 2004; 53: 2375-2382.
Seshardi P, Iqbal N, Stern L, et al. Amer J Med, 2004; 117: 398-405.
Stern L, Iqbal N, Seshadri P, et al. Ann Intern Med, 2004; 140:778-785.Автор: Дуглас Кэлмэн (Douglas S. Kalman)
Источник: "Muscular Development", №1, 2007